Газета "Times of India", 12 апреля 1988 года.
Картины, которые отражают внутреннее счастье.
(перевод с английского)
В картинах рожденного в Сибири художника мы видим жанр одновременно наивный, даже примитивный и высокохудожественный. Да, художник господин Березиков способен извлечь назидательные притчи из абстракции, которые без выразительных сил остались бы бескровны. Промахи, которые есть в его работах, невелики по последствиям, поскольку, невзирая на них, мы постоянно возвращаемся на орбиту его искусства – такова влекущая сила картин.
С одной стороны, художник рисует как крестьянские мастера, цвета сильные, очень контрастные – это может быть было бы рискованной стратегией для любого другого экспериментатора в этой области, но не для Березикова. Он оживляет всю вещь. Каждая работа так жива, что ее нельзя не узнать даже с расстояния 100 футов.
Но есть другой риск, с которым сталкивается художник – его темы. Многие работы касаются проблем Космоса, или метафизических проблем (хотя, в конце концов, он родился в век Космоса!). Таковы «Идущий в бесконечность», «Дума о вечности» и многие другие работы могли бы показаться настолько же идейными, как изображение скульптуры советского труда, но этого не происходит, потому что у этого художника острый ум и много юмора. Даже когда он серьезен, он все равно хочет показать нам язык — все это в духе нашего времени, но и здесь нет ни малейшего цинизма, общая тональность этих грубых, резких, но все же завершенных картин – внутреннее счастье, в этом нет сомненья.
Художник любит жизнь, и не только искусство художественной культуры. Задачи его картин не влиять на зрителя, а разделить его радость, собрать его глубочайшие мысли в жизнеутверждение. Его искусство наслаждение. Оно помогает расправить замерзшие плечи.
Работы, наподобие «Народ» и «Черные яблоки» в отношении формы чрезвычайно изобретательны. «Адам и Ева», «Бегущие собаки», «Идут кислотные дожди» доказывают, что этот художник только себе принадлежащий человек, а не чей-нибудь рупор.
Он совершенно независим по стилю, или, скажем, он подвержен влиянию только ортодоксальных стилей или модерну — нет. Его образы были так хорошо ассимилированы, что собственный дух его картин нисколько не был утрачен в этом процессе творчества.
Могу Рахман
Искусствовед, бывший директор
музея живописи Дели
Солнечный человек - Евгений Березиков.
Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро –
И кричит он, и поет он...
В истомленную ожиданием весну, в серую и грязную Тюмень приехал солнечный человек. Он шел к нам через Тибет, Гималаи и Памир. Синай, Вифлеем и Ташкент. Этот человек не раз наведывался в наш областной центр: читал лекции о своих путешествиях по миру, а чаще наблюдал тюменский железнодорожный вокзал из окон поездов, что то и дело доставляли Евгения Березикова из пункта А в пункт Б. Но вот персональную выставку 66-летний художник привез в Тюмень впервые.
В большой демонстрационный зал музея изобразительных искусств вместилась лишь малая толика написанных им работ, не больше восьмидесяти (за свою 13-летнюю «живописную» жизнь Евгений Ефимович сотворил около тысячи работ). К некоторым картинам Берзиков «прикрепил» объяснительные тексты, но и сам охотно разъяснял посетителям смысл того и ли иного полотна: мальчик надкусывает яблоко – никто еще не знает, сладок сей плод или нет... Саламандра смотрит прямо, а отвернешься – нет ее... На горе сижу высоко – оттуда можно познать многое... Рядом с работами космической направленности соседствуют удивительные и экзотические птицы и звери: «Мой слоненок», «Большая птица счастья», «Мальчик, играющий с волчатами. Тут же посетители могли посмотреть фотографии многочисленных путешествий, в которых побывал уроженец Томской области, художник, писатель, просветитель путешественник. Особо врезался в память снимок солнечных абрикосов, которые вкушал отшельникна Памире, три года разряжаясь в одиночестве от суеты социума. Там же он в уединении писал и свои удивительные бесхитростные картины, которые в конечном итоге наводят на философские раздумья.
Было по-хорошему завидно. Большой человек в мексиканской шляпе, с каменным амулетом на широкой груди, в небрежно накинутом латиноамериканском шарфе рассказывал о съемках хроникально-документальных фильмов про Мексику, Италию, Тибет, Святую Землю, Египет. Оператор этих видеоработ находился тут же, неподалеку от автора, – Сергей что-то втолковывал еще не отогревшейся от уличного холода посетительнице. Березиков перечислял названия изданных им книг и названия стран, в которых побывал; вспоминал имена известных людей, с кем ему посчастливилось водить дружбу. Около солнечного человека кучковались журналисты и гости выставки. Казалось, они не желали размыкать заколдованный круг из тепла и света, созданный чудесными путешествиями, видениями и картинами Евгения Березикова.
Ася Топоркова.
«Тюменские известия 31 марта 2001 года.
№ 67 (2672)
Космические видения Евгения Березикова.
Человек никогда не знает, что ждет его в жизни, в том числе и в творчестве. Иной современник на виду у своих собратьев сделает столько удивительного и интересного, а порой и неповторимого по гениальности, что заставляет всех окружающих поражаться тому, что может успеть сотворить человек всего лишь за одну прожитую жизнь.
К таким людям, вне всякого сомнения, можно отнести и нашего современника – Березикова Евгения Ефимовича: художника, писателя, путешественника и просветителя. А корни незаурядной личности всегда следует искать в его биографии.
Евгений Березиков родился в 1935 году в Сибирской тайге на заимке лесничего в семье сельского учителя. В начале сороковых годов прошлого столетия судьба забрасывает его родителей сначала на Украину, а затем в Среднюю Азию.И повинной этому была война, эвакуация, разбомбленный эшелон и горькое сиротство: детский дом, детская колония, бродяжничество с толпой беспризорников на поездах от станции к станции, из города в город. Все это предполагало жесточайшую борьбу за выживание: тяжелый физический труд в
подростковом возрасте и большое разнообразие профессий в течение всей жизни. Юношей он в поисках средств существования в Средней Азии, работает по найму, ходит по домам, копает огороды, формует кирпичи, строит жилища, пасет свиней, овец и коров, затем идет на производство и работает грузчиком на ткацкой фабрике в Ташкенте. Призывается в армию. После демобилизации на «гражданке» работает машинистом экскаватора, а через некоторое время, по направлению рабочего коллектива, идет в органы внутренних дел на борьбу с преступностью. В поисках знаний заканчивает Академию МВД, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, и, наконец, успешно защищает диссертацию на звание кандидата юридических наук.
В течение десяти лет Е.Березиков работает руководителем города, области. Пишет стихи, повести, романы, ставит художественные и хроникальные фильмы (всего издано 34 книги поставлено девять фильмов), становится лауреатом нескольких песенных фестивалей CоюзаИ в 45 лет, в дополнение ко всему, на пытливую натуру Березикова с силой мощного урагана обрушивается живопись. Она буквально поглощает все его существо без остатка. Первая персональная выставка картин Евгания Березикова в Москве прошла в мае 1987 года в ЦДЛ. Были восторженные отзывы прессы, искусствоведов и критиков. Но затем последовали годы отшельничества в горах Памира, где он уединенно жил с 1991 по 1993 годы, а затем по возращению в социум по зову сердца художник уже 15 лет путешествует по таинственным и магическим местам планеты : Тибет, Памир, Гималаи, Фавор, Синай, Гоби, Заполярный круг, Антарктида, Остров Богов Япония, а также к пирамидам Египта, индуистским храмам Индии, Цейлона, ламаистским Храмам Тибета и Монголии, к храмам Гроба Господня в Иерусалиме, Рождества Христова в Вифлееме, друидов в Стоунхендже в Англии, майя и ацтеков в Мексике, а также по Святым местам России, Украины, Белоруссии и республик Средней Азии. Евгений Березиков 30 июня 2008 года в день 100-летия Тунгусского Феномена оказался на реке Подкаментка Тунгуска в историческом центре событий. Евгений Березиков 30 июня 2008 года в день 100-летия Тунгусского Феномена оказался на реке Подкаментка Тунгуска в историческом центре событий.
Можно четко отследить написанные картины, которые отражают: творение, бытие, природу, дух и человеческие состояния. Названия картин сами говорят за себя: «Космогония», «Сотворение мира», «Адам и Ева в раю», «Матерь всех миров», «Вечность», «Рождение Христа», «Стопы пророка», «Хранитель знаний», «Идущий в бесконечность», «Мальчик, играющий с волчатами», «Цветок зрелой любви», «Мутант».
Большинство картин, написанных Евгением Березиковым, сразу узнаваемы, потому что они несут на себе печать особой космической энергии, потому что каждый образ, родившийся из-под кисти этого художника — есть живой дух. На первый взгляд, картины кажутся примитивными по форме (этот вид живописи в мировом искусстве относится к «примитивизму», или к «наивному искусству», что несомненно относится и к творчеству Е. Березикова), но по содержанию его картины — откровение Вселенского мыслителя, ибо чем-то сродни картинам Босха, Леонардо Да Винчи, Рериха, Пикассо, Дали и Пиросмани. И поэтому живописные работы этого художника повсеместно вызывают повышенный интерес.
Особым успехом его персональная выставка пользовалась в Индии, куда он был приглашен Академией искусств Урду. Выставку посетило более 50 тысяч зрителей. Вместо отведенных 20 дней, по просьбе индийской стороны картины Евгения Березикова экспонировались там три месяца. Открытие выставки в Дели в 1988 году транслировались по трем индийским телевещятельным каналам, а так же было показано по центральному телевидению в Москве в программе «Время». Особый успех выпал на долю художника и во время проведения круглосуточного Телемарафона «Чернобыль», проведенного в Москве в июне 1990 года, где все залы и свободные площадки концертного зала «Россия» были отданы под персональную выставку его картин. Тогда же известная американская телекомпания СИНН в прямом эфире показала миниатюрный ролик о творчестве Евгения Березикова на 80 стран мира , а Японская телекомпания NHK сделала репортаж для своих телезрителей. В августе 1992 года телекомпания Антенн – II специально выезжала в горы Памира, где художник пребывал в отшельничестве, и отснятый часовой материал демонстрировался по телевидению Франции. А репродукции картин художника были изданы на 38 языках мира, тиражом в 10 мил. экземпляров.
В настоящее время выставки картин художника Евгения Березикова успешно проходят по городам России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. И каждый, кто посещает эту выставку, равнодушным не остается, находя для себя то неповторимое, что есть в произведениях, представленных зрителю. Отдельных увлекут образы, других яркие краски, а третьих непосредственность и почти детский взгляд не окружающий мир и Природу россиянина Евгения Березикова.